Действия Поставщика в Квадрате.
Понимание того положения, которое занимает поставщик, в том или ином
квадрате конкуренции, позволяет осознать его сильные и слабые стороны,
относительно вас как покупателя!
Действия поставщика в квадрате конкуренции, обусловлено его присутствием на
том или ином жизненном цикле развития рынка. Важен продукт или услуга, которую
представляет поставщик на рынке, его конкурентные преимущества, какой спрос на
этот продукт или услугу, а так же какая динамика развития этого продуктового
сегмента на рынке. Все выше перечисленное является крайне важными составляющим
определения места поставщика и его роли в квадрате конкуренции. Так же, важным
является масштаб операций того или иного поставщика на рынке и соответственно
какую долю рынка он занимает.
Поставщик имеет самую большую силу над рынком и покупателями в квадрате
Монополия, минимальную силу поставщик имеет в квадрате Совершенной конкуренции.
Одинаково малую силу поставщик и покупатель имею в квадрате Монополистической
конкуренции. Равно большую силу поставщик и покупатель имеют в квадрате
Олигополия. Конечно, не стоит забывать, что все эти сравнения имеют место быть,
при одинаковых по масштабу операциях, как поставщиков, так и покупателей.

Очень важным является понимание по SWOT анализу, действия поставщиков
в тех или иных квадратах.
Монополия
Начнем с самого понятного положения того или иного поставщика в квадрате
Монополия. Конечно, сам термин говорит уже сам за себя. Это поставщик, в
единственном лице осуществляющий поставку товаров или услуг для покупателей!
Поставщик в данном квадрате имеет максимальную силу над клиентами.
Кто это может быть на рынке Украины, как правило, это крупные предприятия
гиганты, вошедшие в сегодняшний рынок еще со времен "союза", когда на
все ресурсы и их распределение была государственная собственность. К ним
относятся предприятия энергоносителей, коммунальных служб, ряда
телекоммуникационных сегментов, пожарные службы, печать ценных бумаг, выдача
все возможных лицензий на ту или иную деятельность и.т.д. К монопольным услугам
относятся услуги железной дороги.
Кроме подобного рода монополий монстров, есть монополии узкого сегмента.
Монополия на широкополосный канал интернет (оптико волокно) в том или ином
Бизнес центре, Торговом центре или жилом массиве, доме.
Как правило, компания Монополист обладает уникальными возможностями и
ресурсами. Добыча природных ископаемых, монополия на доставку газа,
электроэнергии, и.т.д. У Монополиста может быть эксклюзивный контракт на
поставку того или иного сырья или материалов.
SWOT анализ поставщика находящегося в квадрате Монополия.
Сильные стороны
- Преимущество единоличного
присутствия на рынке или в сегменте
- Максимальная прибыльность
- Преимущество известности на
рынке
- Преимущество возможности
назначения цены и формирование условий сделок
- Преимущество выстраивание
доминирующих долгосрочных отношений с клиентами
- Максимально возможная доля
рынка
- Работа с премиальным сегментом
клиентов
- Уникальная продукция и услуга
Слабые стороны
- Стандартные товары или услуги,
с течением времени не меняются
- Слабые инновационные процессы
- Каналы сбыта одни и те же с
годами
- Как правило, у монополиста
одни и те же поставщики
Угрозы
- Данный сегмент рынка всегда
интересен новым игрокам, цена для покупателя завышена и есть возможность
работать с премиальной маржей.
- Выход на рынок новых
поставщиков
- Существует угроза перехвата
поставщика у монополиста
- Существуют попытки
покупателями разделить общий продукт (решение) на составляющие части и
найти им конкурентных поставщиков, взамен монополисту
- Выход на рынок продукта или
услуги заменитель
- Решения антимонопольного
комитета
Возможности
- Глобализация доли рынка
- Защита бизнеса через
регистрацию патентов, интеллектуальных прав, и.т.д.
- Инвестиции в новые рынки
- Инвестиции в новые продукты
- Поиск альтернативных
поставщиков
Олигополия
Компании, относящиеся к квадрату Олигополия, это предприятия, занимающие
существенную долю рынка, имеющие явную дифференцированную отстройку от
конкурентов. Поставщики в данном квадрате имеют высокую силу над
клиентами. Поставщикам в Квадрате Олигополия, так же может быть присуще
явное преимущество в том или ином сегменте рынка или на территории. Ярким
примером Олигополии является представленность мобильной связи,
телефонной/проводной связи в Украине. Можно отнести к Олигополии действия
несколько банков, с возможностью предоставлять весь комплекс банковских услуг
по большей части территории Украины, включая все областные и районные центры.
Все крупные рынки, как правило, относятся к Олигополии.
SWOT анализ поставщика находящегося в квадрате Олигополия.
Сильные стороны
- Присутствие на рынке или в
сегменте 2-5 игроков
- Достаточно высокая
прибыльность
- Известность на рынке
- Четкое и конкретное позиционирование
- Рыночное, конкурентное
назначение цен и формирование условий сделок
- Как правило,
дифференцированный продукт, редко однородный с другими конкурентами
Слабые стороны
- Рынок знает всех конкурентов и
их предложения
- Легкая переключаемость с
одного поставщика на другого
- Высокая информированность
конкурентами о продукте, цене и каналах сбыта
- Возможность влиять на
назначение цен и формирование условий сделок
Угрозы
- Маркетинговые, рыночные и
ценовые активности конкурентов
- Выход на рынок новых
поставщиков
- Выход на рынок товара
заменитель
Возможности
- Увеличение доли рынка
- Защита бизнеса через
регистрацию патентов, интеллектуальных прав, и.т.д.
- Дифференциация продукта или
услуги
- Партнерские вертикальные
интеграции с клиентами
- Инвестиции в новые рынки
(регионы)
- Инвестиции в новые продукты и
каналы сбыта
Монополистическая конкуренция
Компании, относящиеся к квадрату Монополистической конкуренции, как
правило, имеют сильно дифференцированные продукты и услуги. Масштаб операций
этих компаний не велик на рынке и об этих компаниях мало кто знает. Данные
компании обслуживают очень узкий сегмент рынка. Выход на данный рынок конкурентов
поставщиков, не требует особых ресурсов и усилий. К продуктам и услугам
поставщиков данного сегмента можно отнести: Полиграфические услуги,
экспедиционно – транспортные услуги, строительно – ремонтные услуги и.т.д.
SWOT анализ поставщика находящегося в квадрате Монополистическая
конкуренция.
Сильные стороны
- Умеренная прибыльность /
рентабельность
- Возможность влиять на
назначение цены
- Уникальность предложения
продукта или услуги
- Дифференцированный продукт,
редко однородный с другими конкурентами
- Низкая информированность конкурентами
о вашем продукте, ценах и каналах сбыта
Слабые стороны
- Малый масштаб операций
- Невысокая прибыль в абсолютных
цифрах
- Присутствие на рынке большого
количества потенциальных конкурентов
- Размытое позиционирование
- Низкая известность имени
поставщика на рынке
- Как правило, локальный
характер ведения операций
Угрозы
- Увеличение прозрачности
продукта, рынка и деятельности
- Выход на рынок новых
поставщиков с аналогичными продуктами и услугами
- Выход на рынок товара
заменитель
- Резкий рост доли рынка или
захват новых рынков, одним или несколькими конкурентами
Возможности
- Увеличение доли рынка
- Увеличение масштаба операций
- Повышение узнаваемости через
рекламные кампании
- Дифференциация продукта или
услуги
- Инвестиции в новые рынки
(регионы)
Совершенная конкуренция
Компании, относящиеся к квадрату Совершенной конкуренции, как правило,
имеют высокую известность брендов, которыми торгуют. Масштаб операций может
быть от малого до крупного, если не совершен переход в Квадрат Олигополии.
Покупатели четко знают характеристики продукта или услуги и что им ожидать при
выборе этого продукта. Как правило, все покупатели плюс минус знакомы и с их ценовыми
предложениями на рынке. Основным конкурентным преимуществом является
эффективность операций и достижение минимально возможной себестоимости.
Компании Совершенной конкуренции: поставщики офисной бумаги, канцелярские товары,
средства для уборки, топливо АЗС, скоч, кассовая лента, картриджи, и.т.д.
SWOT анализ поставщика находящегося в квадрате Совершенная конкуренция.
Сильные стороны
- Известность товаров и торговых
марок
- Четкое и конкретное понимание
покупателями назначения продукта или услуги
- Использование силы бренда в
коммерческой деятельности.
Слабые стороны
1. Однозначно однородный и
однотипный (даже одинаковые торговые марки) продукт всех конкурентов
- Рыночное, высоко конкурентное
назначение цен и формирование условий сделок
- Большое количество участников
рынка / конкурентов
- Высокая ценовая конкуренция
- Очень низкая рентабельность
- Самая легкая переключаемость с
одного поставщика на другого у клиента
- Высокая информированность
конкурентами о продукте, цене и каналах сбыта
- Нет Возможности влиять на
назначение цен, цены формирует рынок
Угрозы
- Выход новых конкурентов
- Повышение цен поставщиками
- Рост доли рынка одного или
нескольких конкурентов
- Выход на рынок товара
заменитель от имеющихся поставщиков или новых
Возможности
- Увеличение доли рынка, через
увеличение масштаба операций
- Дифференциация продукта или
услуги
- Инвестиции в новые рынки
(регионы)
- Инвестиции в новые продукты и
каналы сбыта
- Конкуренция условиями
доставки, отгрузки, оплаты и.т.д
А где же и в каком квадрате, находятся ваши поставщики, что нам дает это
знание?
Понимая место поставщика в том или ином квадрате, а так же, зная основные
закономерности их поведения (при тех или иных сильных и слабых сторон по SWOT
анализу) мы можем четко выработать стратегию переговоров и получения более
благоприятных условий.






